31 мая 2004 года в Санкт-Петербурге в Государственном Эрмитаже была вручена Прицкеровская премия по архитектуре первой женщине среди известных архитекторов нашего времени Захе Хадид. 

Лауреат премии 2004 года, - Заха Хадид, 53 года, подданная Великобритании, родившаяся в Ираке. Среди ее работ проект музея Гуггенхайм в Тайчунге (Тайвань), лыжный трамплин в Инсбруке (Австрия), терминал и автостоянка в Страсбурге, музей современного искусства в Цинциннати (Огайо, США), пожарное депо для известной мебельной компании Vitra в Вейл-на-Рейне (Германия), здание садовой экспозиции в ЛФоне (Германия).

Прицкеровская премия, которая является аналогом Нобелевской премии, была учреждена в 1979 году. Семь раз лауреатами Премии Прицкера становились граждане США, 21 раз - архитекторы из других стран мира. Бронзовая медаль и премия в $100 тысяч ежегодно присуждаются человеку, внесшему наибольший вклад в развитие современной архитектуры.

Закрытая церемония вручения премии в России проходила впервые. В церемонии приняли участие учредитель премии Томас Прицкер, председатель жюри Премии Прицкера Лорд Ротшильд, министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, лауреаты Прицкеровской премии прошлых лет, среди которых Норманн Фостер, Рэм Кулхас, Глен Маркатт и Готтфрид Бем.

Объявляя имя лауреата Прицкеровской премии, Томас Прицкер, президент фонда The Hyatt Foundation, сказал: "Мы, как спонсоры этой премии, очень довольны тем, что наше независимое жюри впервые выбрало лауреатом женщину. Несмотря на то, что ее работы относительно немногочисленны, она приобрела большое одобрение со стороны профессионалов, а ее энергия и идеи дают надежду на еще более замечательное будущее." 

Председатель жюри Прицкеровской премии, лорд Ротшильд заявил: "Одновременно со своей теоретической и академической работой, Заха Хадид является работающим архитектором, который непоколебим в своей приверженности модернизму. Оставаясь всегда изобретательной, ей удалось уйти от существующей типологии и хай-тек, поменяв геометрию зданий." 

Продолжая, лорд Ротшильд сказал: "на четвертом году своего обучения в Архитектурной Ассоциации в Лондоне, являясь студенткой Рема Коолхаас (который сам стал недавно лауреатом премии), она представила в качестве своего выпускного проекта "Тектонику Малевича". В этом проекте она поместила здание отеля на мост Хангерфорд на Темзе, используя супрематистские формы, отвечающие заданной теме и месту. Таким образом церемония вручения премии, которая пройдет в этом году в Санкт-Петербурге, Россия, является счастливым совпадением, так как Малевич жил и работал в этом городе - городе необычайной красоты и оригинальности."

Заявление жюри

"Архитектурная карьера Захи Хадид не была ни традиционной, ни простой. Она начала работать профессионально после завершения учебы и получения диплома с отличием. Рожденная в Багдаде, она училась в очень престижной Архитектурной Ассоциации в Лондоне, являлась партнером Рема Коолхааса в авангардном Бюро Городской Архитектуры (Office of Metropolitan Architecture) и занимала престижные должности в разное время в таких известных учебных заведениях как Йельский или Гарвардский университет, и многих других. 

Ее путь к мировому признанию был героической борьбой, в которой она непреклонно поднималась на высоты своей профессии. Каждый новый проект более дерзок, чем предыдущий, а источники ее оригинальности кажутся неисчерпаемыми.

Она выигрывала конкурс за конкурсом, но не всегда добивалась реализации своих проектов в жизнь. Несмотря на это, она не сдавалась и использовала свой опыт участия в различных конкурсах как "архитектурную лабораторию". Продолжая оттачивать свой исключительный талант и создавая свой особый архитектурный почерк.

Фаза побед в конкурсах в карьере миссис Хадид постепенно стала переходить к фазе реализации ее проектов, например, в виде пожарного депо для компании Vitra, выставочного комплекса LFone в Вейл-на-Рейне, и недавно достигла своей наивысшей точки после открытия Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, Огайо, который был одобрен критиками.

Весь размер изумительного художественного потенциала миссис Хадид заметен не только в архитектуре, но и в ее проектах для выставок, театральных декорациях, мебели, картинах и рисунках. 

Члены жюри рады выразить свое признание одному из великих архитекторов начала 21 века посредством вручения Прицкеровской архитектурной премии 2004 года Захе Хадид, дать высокую оценку ее выдающимся достижениям и пожелать ей дальнейших успехов."

 

Реализованные проекты: терминал и автостоянка в Hoenheim North (Страсбург, Франция)

Фото: © Helene Binet

Концепция

Общая концепция планировки автостоянки и терминала заключается в перекрывающихся полях и линиях, которые соединяютcя и образуют постоянно смещающееся целое. Эти «поля» являются рисунком движения, олицетворяемого машинами, трамваями, велосипедами и пешеходами. У каждого есть траектория и след, а также статическое качество. Это выглядит так, словно переход с одного типа транспорта на другой (с машины на трамвай, с поезда на трамвай) представлен в виде материала и пространственных переходов терминала, ландшафта и окружающей среды.

Материализованные векторы

Внутри терминала находятся места ожидания, место для хранения велосипедов, туалеты и магазин. Это ощущение трехмерных векторов подчеркнуто способом отношения к пространству: игра линий продолжается в качестве световых линий на полу, предметов мебели или полосок света на потолке. Если помотреть на план, то все «линии» срастаются, создавая синхронное целое. Идея заключается в том, чтобы создать полное энергетики, привлекательное пространство, которое четко определено в плане функции и движения транспорта, что делается возможным благодаря трехмерным графическим рисункам света и проходов.

Магнитные поля

Автостоянка состоит из двух частей и может вмещать 700 машин. Идея о машинах как эфемерных и постоянно меняющихся элементах на площадке заметна в качестве «магнитного поля» из белых линий на черном гудронированном шоссе. Они обрисовывают каждое парковочное место и начинаются вдоль линии север/юг в нижней части стоянки, затем плавно поворачиваются в соответствии с изгибами краев стоянки. На каждом парковочном месте закреплена вертикально стоящая лампа. Контрастируя с линиями на земле, участок с более темным бетоном, почти воображаемой «тенью», разрезает автостоянку, соединяя поле терминала с полем автостоянки. В общем, «поле» светящихся ламп поддерживает постоянную исходную высоту, которая сочетается с наклоном поверхности автостоянки. И снова идея заключается в том, чтобы добиться взаимного движения между статическими и динамическими элементами на всех уровнях. В качестве ансамбля терминал и автостоянка создают синтез между основанием, светом и пространством. Четко выражая моменты перехода от открытого пространства ландшафта к внутреннему пространству для посетителей, архитекторы надеялись предложить новое понятие "искуственной природы", которая делает менее четкими границы между естественной и искусственной средой, улучшая тем самым городскую жизнь в Страсбурге.

Другие проекты Захи Хадид

Трамплин Бергизель (Инсбрук, Австрия), научный центр в Вольфсбурге (Германия)  

Больше о дизайне

на главную страницу

FASHIONISTA 2004-2007