Судьба супермодели

В конце сентября 2005 г. в модном мире разразился скандал: одна из бульварных британских газет поместила фотографии известной модели Кейт Мосс, потребляющей кокаин в студии своего друга, музыканта Пита Доэрти (известного также своим пристрастием к наркотикам). Возможно, это не было новостью для людей из модной индустрии, тем более, что Кейт уже лечилась ранее от наркотической зависимости. Однако в последние годы она утверждала, что "чиста". Проблема не в том, что и как делает супермодель в свободное от съемок очередной рекламной кампании время - это ее частная жизнь, - а в том, что многие модные марки, выбравшие ее представлять их на постерах и в тв-роликах по всему миру, совсем не хотят, чтобы их вещи ассоциировались у покупателей с образом модели, известной тем, что она регулярно принимает наркотики. Карьера одной из самых известных и высокооплачиваемых моделей последних 10-15 лет оказалась вдруг под угрозой. 

Как сообщала британская пресса, Кейт Мосс заработала в прошлом году около 2 миллионов евро благодаря контрактам с такими престижными модными марками как Christian Dior, Burberry, Chanel и Roberto Cavalli, а также другими компаниями - косметическая Rimmel, ювелирные украшения Fred, недорогая модная одежда H & M и т.д. Но уже через пару дней после появления ее скандальных фотографий компании одна за другой стали объявлять о прекращении работы с супермоделью. Сначала это была сеть модных магазинов H & M, основными покупателями одежды которой являются подростки со всего мира. Шведская компания решила отказаться от продолжения сотрудничества с Мосс, отменив запланированные на ноябрь этого года новые рекламные съемки с ее участием - "Кейт Мосс будет заменена другой моделью". За H & M последовала косметическая марка Rimmel и знаменитый английский дом Burberry. Мосс участвовала в девяти из шестнадцати рекламных кампаний Burberry, символизируя обновление одной из старейших марок Британии. 

Немного позднее представитель Chanel объявил, что заканчивающийся в октябре этого года контракт с моделью (реклама духов Coco Mademoiselle) не будет продлен. Добавил проблем модели и британский "Скотланд-Ярд", заявивший, что собирается провести расследование предполагаемого потребления наркотиков Кейт Мосс, "имеющей влияние на поведение молодежи". 

Реклама духов Chanel "Coco Mademoiselle"

Burberry осень-зима 2005/06

Теперь околомодная пресса сразу вспомнила о том, что в 1998 году Мосс провела некоторое время в дорогой реабилитационной клинике для знаменитостей, объяснив это "усталостью" от слишком большого количества праздников. Позднее она признала, что принимала раньше наркотики, а на одном тв-шоу уверяла, что с ними покончено. 

Пойманная на месте преступления одним из британских таблоидов, знаменитая супермодель оказалась в трудном положении. Через несколько дней она принесла свои извинения "всем, кого подвела", заявив, что берет на себя всю ответственность за свои поступки и признает, что должна заняться разрешением своих личных проблем. Еще через несколько дней друзья модели сообщили британской "Таймс", что Мосс находится в одной из дорогих клиник в США, где в течение месяца пройдет курс терапии. 

Несмотря на предпринятые меры, судьба, кажется, повернулась к супермодели спиной. Christian Dior после некоторых колебаний также сообщил, что собирается прекратить сотрудничество с моделью в конце октября этого года. Мосс является "лицом" осенне-зимней коллекции марки 2005-2006 гг. и постеры с ней можно увидеть по всей Европе, не говоря уже про модные журналы. 

Начало карьеры 

Кейт была "открыта" в 14 лет модельным агентством в аэропорту Нью-Йорка, и уже через два года появилась на обложке журнала Face. Долгое время она сотрудничала с американской маркой Calvin Klein, рекламируя белье, что сделало ее супермоделью. Как раз в начале 90-х модный мир захлестнула волна "унисекса" - размытость различий между мужчинами и женщинами во внешнем виде (тонкие худые тела, длинные волосы, одинаковая одежда). Именно Калвин Клайн сумел одним из первых использовать этот новый тренд в своей моде и аксессуарах. Юная, худенькая и тонкая Кейт как нельзя лучше воплощала этот образ "слитости полов". Одними из самых популярных (и продаваемых) духов 90-х стали cK One ("Единый, одно целое"), а Кейт Мосс стала их "лицом". Затем появился тренд "героинового шика", по ассоциации с исхудалыми и осунувшимися бледными молодыми людьми, увлекавшихся наркотиками. Модные дизайнеры вовсю эксплуатировали "наркотический" образ, выпуская на подиумы худых и бледных манекенщиц с горящими темными глазами. Кейт Мосс снова была на пике этой "моды". Модный мир полнился слухами, что и так довольно часто тусующиеся в клубах и на различных вечеринках модели действительно потребляют наркотики, ставшие "модными" в богемной среде. 

Реклама духов cK One (1993)

Christian Dior осень-зима 2005/06

Кейт сломала монополию "uber-моделей" конца 80-х - начала 90-х годов (Линда Еванжелиста, Клаудиа Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Надя Ауэрман), прославившихся своим видом недоступных и капризных богинь. С популярностью Кейт наступила эпоха очень худых моделей-подростков. Именно с середины 90-х на подиумах мира стали появляться все более юные девушки-модели, чей возраст не превышал 16 или даже 14 лет. Успех Мосс также объясняют тем, что она выглядит не "богиней", а нормальной девушкой, которая зарабатывает себе на жизнь показами одежды. Британский публицист Морли так описывает Кейт: "Она противоречит всему тому, чем она должна бы быть. Она маленькая, у нее жесткий взгляд, лицо неправильной формы, и это на самом деле ее преимущество, потому что люди видят в ней себя. Она выпадает из отчужденности и двуличия мира моды". В Британии Мосс является фактически частью современной британской культуры - ни много, ни мало. 

Кейт Мосс заработала свой первый миллион в возрасте 20 лет, в 2000 году ее назвали самой высокооплачиваемой моделью мира (ее заработок оценивался в 14,8 миллионов долларов), один только контракт с Chanel принес ей, по подсчетам журнала Forbes, 5 миллионов долларов за 4 года.  

Наркотики в мире моды 

Во время Лондонской недели моды многие модели и эксперты обсуждали ситуацию вокруг Кейт Мосс и наркотиков. Большинство склонны оправдывать поведение супермодели. Один из манекенщиков Hugo Boss задал британским журналистам риторический вопрос: "Кто в мире моды не принимает наркотиков?" Эстонская модель Ольга Серова, как сообщает французское агентство новостей AFP, считает, что наркотики являются проблемой модного мира, что так было всегда и так всегда будет. Другая манекенщица, являющаяся близкой подругой Мосс, также говорит, что наркотики никогда не исчезнут из мира моды. К этим мнениям добавляется утверждение британского таблоида "Evening Standard", являющегося одним из спонсоров Лондонской недели моды, что участники многочисленных вечеринок и мероприятий во время недели моды "балуются кокаином без ограничений". Ведущая передачи о моде на одном из британских тв-каналов Наташа Льюис заявила в разговоре с журналистами, что все модели это делают, "тут ничего не поделаешь". 

Журналисты таблоида "Evening Standard" сделали целый репортаж о том, что происходило за кулисами Лондонской недели моды: "Следы белого порошка были заметны на всех эмалированных поверхностях в туалетах, стоявшие в очереди тихо обсуждали качество "порошка", в то время как уже зашедшие внутрь были заняты "вдыханием". Исполнительный директор Совета британской моды - организатора Лондонской недели моды - заявил, что во время недели не было никакой незаконной деятельности. Однако он не может приказывать людям, что они должны делать в их частной жизни. Он не верит, что в мире моды больше наркотиков, чем в других сферах шоу-бизнеса, например, в спорте или музыке. По его мнению, "наркотики сегодня являются частью жизни". 

Как утверждают некоторые инсайдеры, модели часто используют кокаин вместо алкоголя, чтобы расслабиться и не набрать лишний вес. Одна из ассистенток на показе марки FrostFrench, являющаяся также студенткой дизайна в колледже Сен-Мартинс, отметила, что наркотики всегда присутствовали в мире моды, поэтому ее удивляет такой шум в прессе, словно никто этого не знал раньше... 

Кейт Мосс сделала прекрасную карьеру в мире моды, который известен своей переменчивостью и капризностью. Непросто оставаться работающей моделью в течение более 10 лет, да еще и получать крупные контракты с известнейшими модными марками индустрии. Быть все еще задействованной супермоделью в 31 год - большая редкость, именно поэтому Кейт является настоящей "звездой" в мире моды. И все же сегодня ее образ несколько поблек. Разразившийся скандал с приемом кокаина также трудно "потушить" и из-за друга Кейт - музыканта Пита Доэрти, известного своим пристрастием к наркотикам. У Кейт есть трехлетняя дочка - Лайла Грейс, которую она может потерять из-за проблем с наркотиками. 

Однако несмотря на прекращение нескольких больших контрактов с Кейт Мосс, мир моды поддержал ее. Главный редактор французского Vogue Оливье Лаланн считает, что это "ожесточение прессы против Кейт Мосс", и что скандал не "не может поставить под угрозу то, что она представляет - модную икону и необычайную модель, у которой за 15 лет карьеры не было спадов". Именно поэтому французский Vogue оставил Кейт главным редактором своего декабрьско-январского номера. 

Вступилась за Кейт Мосс и знаменитая французская актриса Катрин Денев, заявившая на одном британском канале, что Кейт - "замечательная манекенщица", и если она разрушает свою частную жизнь, то "это касается только ее". Кейт "никого не заставляет делать это" и это "не имеет никакого отношения к ее работе". 

Возвращение

Между тем сеть модных магазинов H & M объявила о том, что место Кейт Мосс в их рекламной кампании зимы этого года займет итальянская 22-летняя модель Мариакарла Босконо. Как заявил пресс-секретарь шведской компании, агент итальянской манекенщицы заверил H & M, что Мариакарла ведет здоровый образ жизни. Кроме того она имеет опыт работы с другими марками и прекрасно олицетворяет собой новую коллекцию H & M. Кстати сказать, коллекция была разработана Стеллой МакКартни - соотечественницей и приятельницей Кейт, и запущена в продажу по всему миру 10 ноября 2005 г. 

Тем временем Кейт уже вышла из реабилитационной клиники и тут же получила предложение от французской марки Longchamp (сумочки и прочие кожаные аксессуары) поучаствовать в их весенней рекламной кампании. Как известно, плохая слава сегодня - это тоже слава. Возможно, именно поэтому у Кейт Мосс еще есть возможность вернуть себе расположение отдельных модных марок и изданий. Впрочем, американские модные журналы вроде Vanity Fair и W Magazine решили поддержать модель, поместив ее на обложки своих декабрьских номеров. 

Модельный бизнес: 

на главную страницу

FASHIONISTA 2004-2008