Фотограф моды Хельмут Ньютон

23 января 2004 г. в автомобильной катастрофе погиб один из самых известных фотографов моды Хельмут Ньютон. Ему было 83 года. В начале 2003 года в Москве проходила ретроспектива работ Ньютона, завершавшая череду экспозиций фотографа по всему миру.

В 1999 году в издательстве Taschen вышла, пожалуй, самая дорогая книга в мире: "Sumo" с работами Хельмута Ньютона стоимостью 3000 долларов. В нее вошли 450 фотографий-портретов и мизансцен, прославивших  австралийского фотографа немецкого происхождения, и сделавших в свое время настоящий переворот в мире моды и модной фотографии. (Размер книги также впечатляет: 50 х 70 см, вес 30 кг). Уникальное издание содержит фотографии моды, портреты знаменитостей и изображения обнаженных моделей, прославившие Ньютона как одного из самых скандальных фотографов последних дестилетий. 

Хельмута Ньютона иногда называют вуайером от фотографии, человеком, который любит подглядывать за другими. Однако мастер часто говорил, что его фотографии - это он сам, его фантазии и желания. "Фотография никогда не лжет, но мои - всегда". В его работах не так важны модели или даже супермодели - он никогда не был их воспевателем - ему важно было передать свое чувство и идею. А картина, предстающая нашим глазам - обнаженная девушка с костылем и протезом на ноге, одетая актриса, кормящая грудью куклу, поправляющая чулок женщина на кладбище, - обычно являлась всего лишь обманом зрения, фантазией, ставшей почти реальностью. Инсценировки обычной жизни с сексуальным подтекстом - визитная карточка Ньютона. Его стилизованные фотографии для модных глянцевых журналов в 60-е (например, "Vogue") произвели настоящую революцию в модном мире, не говоря уже о том, что они часто являлись причиной скандалов. Даже несмотря на то, что модели в его работах были одеты, их вызывающие или намекающие позы вызывали бурную реакцию. 

В 1980 году фотограф создал знаменитую серию фотографий "Big Nudes" ("Большие обнаженные натуры"), на которых мы видим обнаженных женщин с типично садо-мазохистскими аксессуарами. Реакция последовала незамедлительно - западные феминистки обвинили Ньютона в том, что он изображает женщин униженными и деградированными, сам он является женоненавистником, а его фотографии - порнографическими и чуть ли не фашистскими. Его упрекали в том, что он превращает женщин в своих работах в объект, вещь, которой пользуются мужчины. На что сам фотограф всегда отвечал, что на его фотографиях женщины всегда представлены победительницами, а феминистки просто не понимают его. Впрочем, скандалы не только не мешали его карьере, но, скорее, являлись признаком успеха. "Я не могу нравиться всем," - говорил Ньютон. Sex sells ("секс помогает продавать") - один из секретов успеха фотографа. 

Хельмут Ньютон известен как очень "медленный" фотограф - он тщательно и подолгу готовил сцену, делая всего один-два снимка. Пользовался всегда только обычными фотоаппаратами, хотя и признавал, что прогресс в виде цифровых камер дает сегодня больше возможностей, чем это было раньше. Мода привлекла его именно потому, что для показа одежды требовалась длительная подготовка и выбор аксессуров, места, подходящей модели. Каждая его фотография выглядит как застывший кадр из фильма, и в этом тоже секрет его успеха. Несмотря на славу и пиетет журналистов и модных редакторов, Ньютон никогда не считал себя художником, а свои работы - искусством. Он говорил, что польщен вниманием тех, кто пишет о нем целые эссе в прессе, но на самом деле он всего лишь выполняет заказы, а значит, является коммерческим фотографом. 

Фотограф Ричард Аведон

V сессия FASHION FRENCH TOUCH

Модные показы в России

"Кошкин дом" от Игоря Чапурина

"Папарацци"

Если присмотреться к его модным фотографиям - одетые в дорогие вещи или обнаженные женщины с драгоценностями, мехами, искусным макияжем, садо-мазо хлыстами, ошейниками и цепями (это еще называют "сексистским" миром Ньютона) и особенно дорогая обстановка вокруг них - все это оказывается настоящим портретом высокой буржуазии, в случае с Ньютоном - французской высокой буржуазии, так как он многие годы проработал в Париже для французского "Вог". На это ему указал один из его знакомых в 1974 году, как Ньютон пишет в предисловии к своей книге Private Property.  

Уже к концу 70-х фотограф занимается больше созданием портретов людей, у которых есть власть - политическая, власть денег или популярности. По его мнению, любая власть делает человека сексуально привлекательным. "Меня восхищают лица знаменитостей или людей с дурной репутацией, любой человек, удививший мир", говорил Ньютон. 

Большая часть мировой истории моды и связанной с ней фотографии прошла мимо нас, никак не отразившись в культуре и не повлияв на развитие моды в России. Мы только в последние годы открываем для себя мастеров и творцов моды западного мира, знакомимся с "волнами" и течениями консервативных и новаторских 50-х и 60-х годов, влиянием движения хиппи в 70-е, вычурностью и излишествами агрессивных 80-х. Хельмут Ньютон уже бывал в России в 1989 году, в прошлом году он снова посетил Москву, почтив своим присутствием ретроспективу своих работ в Московском доме фотографии. Уйдя из жизни, он оставил миру множество фотографий, по которым новые поколения профессионалов моды будут учиться показывать моду и ее актеров, находя свой собственный путь и свое видение этого многоликого и часто обманчивого мира. 

на главную страницу

FASHIONISTA 2004-2008