Персональная выставка Александра Косолапова «ЛЕНИН И КОКА-КОЛА»

05.12.2017 • Культура • просмотры: 1415

29 ноября 2017 – 11 февраля 2018

ММОМА, Москва, Гоголевский, 10

Московский музей современного искусства при поддержке фонда Aksenov Family Foundation представляет первую в России персональную выставку русско-американского художника, пионера соц-арта Александра Косолапова (1943 г.) – «Александр Косолапов. Ленин и Кока-кола». Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества художника. Куратором проекта выступил американский арт-критик и поэт – Картер Рэтклиф.

28 ноября поздравить мастера и увидеть легендарные работы «Ленин-Кока-кола», «Малевич-Мальборо», «Корабль Мао» собрались Алена Долецкая, Полина Аскери, Фекла Толстая, Тереза Мавика, Зураб Церетели, арт-дуэт художников «ЕлиКука», Сергей «Африка» Бугаев, Алексей Морозов, Пьер-Кристиан Броше, галеристы Владимир Фролов и Дмитрий Ханкин и многие другие.

В основу архитектурной концепции, разработанной Сергеем Ситаром, легло кураторское исследование творческой биографии Александра Косолапова, в которой Рэтклиф анализирует основные произведения в хронологической последовательности и тематически разделяет их по главам. Тринадцать залов выставки «Ленин и Кока-кола» в ММОМА соответствуют выделенным куратором эпизодам, образуя поэтапный рассказ.

  • Выставка Александра Косолапова
  • Алена Долецкая
  • Выставка Александра Косолапова
  • Коллекционер Себастьян Бертран и Александр Косолапов

По замыслу Ситара, посетителя нужно подготовить к просмотру выставки. Во входной группе экспозиции ему предлагается своеобразный ключ к пониманию центральной идеи Александра Косолапова – выявление эквивалентности идеологий социализма и капитализма, взаимоисключающих друг друга в теории. Перемежающиеся силуэты профиля Ильича и бутылки Кока-колы визуализируют название проекта и подводят к цепочке сопоставлений и противопоставлений «своего» и «другого», советского и западного, гламурного и сакрального.

Отправная точка в экспозиции – зал-раздел с работами московского периода. Представленные здесь объекты: деревянные щеколда или, например, мясорубка – скорее, дань наглядному художественному языку поп-арта, первые эксперименты в построении бинарных систем, поиск связи между «объектом», «словом» и «формой». Но с переходом от экспоната к экспонату видна трансформация мысли художника, который все чаще рвется к политическим темам. В период хрущевской оттепели и брежневского застоя платформа неофициального искусства давала возможность развиваться нетрадиционным формам и приемам и даже непринятым сюжетам, но все это могло существовать только в камерном заточении. Косолапов понимал, что в этих условиях соц-арт с его ироничным подстегиванием государства никогда не станет в СССР открытым
искусством. Позиция власти была очевидно высказана разгромом «Бульдозерной выставки». Этому эпизоду отведен второй зал, внутри которого специально для выставки в ММОМА воссоздана инсталляция «Бульдозер-шоу» (1974). Зал символизирует собой переломный момент как в самом экспозиционном повествовании, так и в творчестве Александра Косолапова, за которым следует прощание с одной культурной, социальной, экономической, политической средой и приветствие другой – американской.

Последующие одиннадцать разделов можно охарактеризовать как период политического соц-арта в эмиграции. Обращаясь к разным художественным языкам и приемам (поп-арт, реди-мейд, соцреализм), сближая противоположные иконографические символы двух полярных систем, Александр Косолапов обыгрывает ключевую теорию в своем творчестве – идентичность советского строя и капиталистического империализма.

Например, о бессодержательности идеологических машин США и СССР, их хрупкости и косности, говорят поп-артовские работы из зала «Старые мастера». Абсурдное и смехотворное противопоставление персонажей из диснеевских мультфильмов и комиксов деятелям коммунизма уже своим фактом существования на полотне подводит к размышлениям о правдивости и адекватности двух миров. А так называемую аксиому об акте потребления как способе объединения общества соц-артист развенчивает в диалоге с Энди Уорхолом.

«Зеленым бутылкам Кока-колы» американского художника он отвечает работой «Икра» (1990), тем самым доказывая всеобщее заблуждение относительно доступности рыночных продуктов. Красивые лозунги рекламного мира имеют смысл до тех пор, пока речь не заходит о товарах класса «люкс», таких как икра. Насмешкам подвергается и идея преемственности традиций великих мастеров эпохи возрождения в работах художников соцреализма. Советская пропаганда считала важным облагородить официальное искусство, заявив, что оно имеет непосредственное отношение к Леонардо да Винчи или Веласкесу. Мастер отрицает это и создает серию работ, среди которых: «Сусанна и Старцы» (1984 г.), триптих «Пятилетний план»
(1985 г.), «Красная Венера» (1986 г.).

Соц-арт Косолапова не оставляет равнодушным, он вызывает самые разные реакции. Однажды автор комиксов «Marvel» Стен Ли увидел в журнале «ARTFORUM» репродукцию «ТВИП!» (1985 г.) и выразил
в письме художнику свою признательность. Транспарант с надписью «Да здравствует диктатура пролетариата» (1982 г.) вызвал у агентов ФБР некоторое беспокойство, когда Косолапов и остальные участники группы «Страсти по Казимиру» вывесили его на фасад здания арт-пространства «The Kitchen» во время проведения в нем перфоманса.

Сближая дальних, Александр Косолапов ставит под вопрос несостоятельность идеологий и подрывает их монополию на исключительность. Художник стремится пробудить своего зрителя и напомнить ему о том, что подлинным является только то, что он, зритель, сам чувствует и знает.

www.mmoma.ru

Теги: , , ,

Comments are closed.