Показ «DAM Дизайн»

26.02.2022 • Дизайн • просмотры: 2967

Формирование первого государственного фонда предметного дизайна во Всероссийском музее декоративного искусства – историческое событие, которое определяет образ России будущего. Предметный дизайн XX-XXI веков позволяет сохранить память о времени.

27 января 2022 г. во Всероссийском музее декоративного искусства состоялся закрытый показ «DAM дизайн» в рамках выставки «Вещь! Предметный разговор». Демонстрация первых объектов фонда предметного дизайна музея в форме инсталляции «DAM дизайн» позволила заглянуть в будущее. Фонд начал формироваться в сентябре 2021 года и уже сегодня насчитывает около 100 предметов современного российского дизайна и советского времени. Поступления в фонд предметного дизайна представили директор музея Елена Титова, руководитель Центра моды и дизайна Наталья Логинова и заведующий сектором предметного дизайна музея, кандидат наук по искусству и дизайну Артём Дежурко. На мероприятии присутствовали дизайнеры и коллекционеры, производственники и редакторы профильных изданий, представители бизнес-сообщества.

Артём Дежурко, заведующий сектором предметного дизайна Всероссийского музея декоративного искусства: «История дизайна коротка. Это XX-XXI века. И роль России в этой истории исключительно важна. Русский конструктивизм – один из истоков мирового дизайна. Промышленный и графический дизайн, дизайн одежды давно находятся в сфере интересов художественных музеев в разных странах. Как ни удивительно, Россия, чей вклад в мировую историю дизайна исключительно ценен, до недавнего времени столь же исключительно мало делала для его музеефикации».

Примеры из инсталляции «DAM дизайн»

Четыре стула из гнутой фанеры, сложенные штабелем. Их автор, норвежец Свен Ивар Дисте, в 1966 году получил за них золотую медаль на биеннале в Любляне. Эти предметы произведены в Литве, и, скорее всего, без ведома Свена Ивара Дисте (хотя не исключена легальная передача прав). Эти вещи и их маленькая история могут быть вписаны в большую историю дизайна.

Рядом со «Спидолой» находится стул. Обычный стул, их тысячи. Во всех московских позднесоветских офисах они есть. Во время работы над диссертацией Артем Дежурко смог установить, что эта модель стула впервые была представлена на Всесоюзном конкурсе на лучшую мебель 1961 года в составе большого набора мебели для квартиры. Этот набор даже получил там премию. Важно имя автора: Елена Бочарова. Это ключевой проектировщик главного советского ведомства, где создавали проекты мебели (в 1961 году Центрального мебельного конструкторского бюро (ЦМКБ), позже – Всесоюзного проектно-конструкторского и технологического института мебели (ВПКТИМ). Бочарова участвовала во всех важнейших мебельных выставках СССР на рубеже 50-х-60-х, а один её мебельный набор выставлялся на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года.

«Комод в виде влюблённого котика». Это бюро Archpole – протагонист современной российской истории дизайна. Главный её сюжет – то, как в стране с разрушенными производственными цепочками, дизайн, чтобы выжить, сам вынужден создавать производство под себя. Archpole это удалось. Достоинство и главное очарование их дизайна в системности. Каждый мотив варьируется до предела возможностей. Влюблённый котик, например, может быть нагрудным значком, ёлочной игрушкой, а может (с тем же силуэтом) быть комодом. Наконец, влюблённый котик — их самая ранняя тема. С влюблённых котиков они начинали.

Всероссийский музей декоративного искусства
Москва, ул. Делегатская, 3

Теги: ,

Comments are closed.