Шедевры японского искусства в Пушкинском музее

28.08.2018 • Культура • просмотры: 574

ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ И ГРАВЮРЫ ЭПОХИ ЭДО

Кураторы выставки:
Хироёси Тадзава, заведующий отделом научных кураторских исследований, Токийский национальный музей
Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» станет одним из центральных событий перекрестного года России и Японии. На выставке будет представлено 135 работ ведущих мастеров японской живописи и гравюры различных традиционных школ. Многие из них стали уже знаковыми в истории искусства Японии и крайне редко покидают пределы страны. Российская публика впервые увидит столь масштабную выставку, представляющую всю палитру художественных течений одного из самых интересных периодов в истории искусства Японии. Выставка организована при поддержке ПАО НК «Роснефть».

В эпоху Эдо (1603–1868) в Японии возникло большое количество различных художественных направлений и школ. После длительного периода междоусобных войн власть в Японии перешла в руки сёгунов из рода Токугава, которые правили страной на протяжении почти 265 лет. Этот период стал самым длинным в истории Японии после периода Хэйан. Прекратились войны, стали активно развиваться различные традиционные ремесла. Фактическим центром страны стал город Эдо, куда военный правитель Токугава Иэясу перенес столицу. Менее чем за полвека Эдо из небольшой рыбацкой деревушки превратился в город с полумиллионным населением.

Огата Корин (1658–1716). Бог ветра и бог грома.
Парные двухстворчатые ширмы. Бумага, краски, сусальное золото.
164,5×181,8 см. Токийский национальный музей.
Особо ценный объект культуры

Эпоха Эдо ознаменовалась бурным строительством городов и расцветом художественной культуры. Вокруг замков, на пересечениях торговых путей, близ морских заливов с бухтами возникли города, формировались сословия ремесленников и купцов, которые наряду с военными стали законодателями художественных вкусов эпохи. Если в предшествующий период религиозные памятники хранились в монастырях и храмах, а светское искусство было аристократическим, то в эпоху Эдо позволить себе заказывать предметы искусства могли и богатые купцы, и горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве – того, что называют искусством укиё-э.

На выставке будут представлены произведения художников школы Канó – самой влиятельной в эпоху Эдо, распространившей свое влияние на все регионы страны, а также работы, созданные самобытными мастерами, принадлежавшими к разным киотским школам, расцвет творчества которых пришелся на середину эпохи Эдо, таких как Огата Корин, Маруяма Окё, Ёса Бусон, Ито Дзякутю, Сога Сёхаку. Произведения школы укиё-э будут представлены от ранних гравюр XVIII века до гравюр конца эпохи Эдо. Именно гравюры укиё-э во второй половине XIX оказали значительное влияние на западных художников, и благодаря этому повальному увлечению возникло направление в искусстве, которое получило название «японизм».

Кацусика Хокусай (1760–1849). Большая волна в Канагава.
Бумага, цветная ксилография. 24,8×37,3 см. Музей изобразительных искусств города Тиба

На выставке в Пушкинском музее будет представлено все многообразие жанров японской живописи и гравюры: пейзажи, портреты, жанровые и исторические сцены. Посетители выставки увидят свиток с портретом поэта Ли Бо кисти Икэно Тайга, свитки по мотивам повести «Исэ-моногатари» (Х век), повести «Гэндзи-моногатари» (X–ХI века), автором которого считают придворную фрейлину Мурасаки Сикибу, и эссе монаха Ёсида Кэнко «Записки от скуки» (XIV век). Особое внимание на выставке уделяется жанру пейзажа, представленному в двух тематических направления: «воды и горы» – образы, символизирующие полярные позиции восточной философии (инь и ян, темное и светлое, женское и мужское начало), – и «цветы и птицы», которое нашло отражение в пейзаже малых форм. Техника исполнения большинства живописных работ – письмо кистью на шелке или бумаге минеральными или растительными водорастворимыми красками, а в печатной графике – гравюра на дереве.

Интересны и формы живописных произведений: на выставке будет представлена живопись на ширмах и раздвижных перегородках, которыми разделялись жилые пространства (в Японии для ее обозначения существует специальный термин – сёхэйга). Также будут представлены вертикальные свитки какэмоно, или какэдзику, для которых отводилась специальная ниша токонома в стене, становившаяся эстетическим центром помещения. Горизонтальные свитки эмакимоно чаще всего содержали повествовательный рассказ, их нужно было рассматривать, постепенно раскручивая перед собой.

Большая часть работ привезена из Японии и будет показана в России впервые. Два произведения обладают статусом «Национальное сокровище», десять имеют статус «Особо ценный объект культуры» и пять – статус «Особо ценный предмет искусства».

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проходить в два этапа: первую часть работ посетители смогут увидеть в период с 4 по 30 сентября, а вторую – с 3 по 28 октября. Необходимость в ротации произведений объясняется хрупкостью работ: живопись на бумаге и шелке – деликатный материал, требующий строгих условий транспортировки, хранения и экспонирования. Согласно принятым в Японии стандартам, произведения такого рода не могут быть представлены в выставочных залах более четырех недель. Фактически зрители увидят две абсолютно разные выставки. Вещи из первой части будут заменены на произведения такого же высокого художественного уровня.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении более 100 лет своего существования знакомил публику с произведениями японской художественной культуры из своих фондов и из японских собраний. Музей обладает одной из лучших в стране коллекций японской гравюры, неоднократно выставлявшейся как в ГМИИ, так и в разных городах России и Японии. Я надеюсь, что для российской публики встреча с шедеврами живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее станет подлинным открытием и сохранится в памяти как самое яркое событие Года Японии в России».

Айнура Юсупова, куратор выставки: «Выставка шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо в Пушкинском музее – явление уникальное. В российских и советских музеях подобные выставки проходили раз в десятилетие. И даже по сравнению с предшествующими выставками, привезенными из Японии, выставка в ГМИИ беспрецедентна, потому что будут показаны знаковые для японского искусства произведения. Такие, как, ширма «Бог ветра и бог грома» кисти Огаты Корина – это произведение украшает обложки многих изданий по истории искусства Японии».

Партнерами выставки выступили Агентство по культуре Японии, Токийский национальный музей, а также Музей изобразительных искусств города Тиба и Художественный музей Итабаси (Токио), обладающие редкими коллекциями искусства эпохи Эдо. Помимо работ из японских собраний экспозицию дополнят произведения из российских музеев – ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного музея Востока.

Важно отметить, что колоссальные расходы по подготовке выставки взял на себя генеральный спонсор — ПАО «НК «Роснефть». Компания активно поддерживает уникальные проекты ГМИИ им. А.С. Пушкина, среди которых выставка «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из галерей Уффици и других собраний Италии», прошедшая осенью 2016 года, а также выставка «И цвет и звук», представленная в рамках международного фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в декабре 2014 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает благодарность компании «Роснефть» за долговременное сотрудничество и неоценимую поддержку, благодаря которой мы имеем возможность показать зрителям уникальные шедевры японского изобразительного искусства.

К выставке подготовлена масштабная образовательная программа, начавшаяся задолго до открытия экспозиции: в июле – начале августа в ГМИИ им. А.С. Пушкина прошли лекции по японской истории, культуре и искусству, а также мастер-классы по традиционной японской живописи тушью и каллиграфии. Продолжит образовательный цикл осенняя программа – девять лекций ведущих японских и российских специалистов, которые раскроют ключевые аспекты культуры эпохи Эдо. Кроме того, российских зрителей ждет особый сюрприз – в октябре приедут мастера традиционной гравюры укиё-э и проведут демонстрацию по технике гравюры на дереве. Это мероприятие будет осуществлено при поддержке Японского фонда.

Даты проведения:
первая ротация – с 4 по 30 сентября 2018
вторая ротация – с 3 по 28 октября 2018

Главное здание, Белый зал, колоннада, залы 19, 20
Москва, Волхонка, 12

pushkinmuseum.art

Теги: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *