«ТАТУ» или искусство татуировки

02.03.2020 • Культура • просмотры: 4004

3 марта – 31 мая 2020

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Москва, Волхонка, 14)

Выставка была разработана и реализована Музеем на набережной Бранли в Париже.

Кураторы выставки: Анн и Жюльен (HEY! Modern Art and Pop Culture)

Кураторы выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина: Варвара Шкерменёва, заместитель заведующего отделом организации выставок, Александра Савенкова, ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с парижским Музеем на набережной Бранли имени Жака Ширака представляет выставочный проект «Tату», посвященный искусству татуировки. В экспозицию войдут около 200 произведений масштабного хронологического и географического охвата, раскрывающих историю этого феномена. Ранее проект с успехом был представлен в различных музеях мира (Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Королевский музей Онтарио, Филдовский музей естественной истории, Музей естественной истории Лос-Анджелеса, Музей изящных искусств Гаосюна). Московский показ будет дополнен предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства из российских музеев и частных коллекций.

Выставка расскажет об этапах развития татуировки в разных регионах мира на примере различных материалов: от предметов традиционного искусства до произведений современных художников. Работы активных сегодня тату-мастеров будут показаны на созданных специально для выставки объемных силиконовых моделях – слепках с частей тела реальных людей. Среди художников, выполнивших проекты татуировок, – ведущие современные мастера со всего мира: Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин, Пол Бут, Хориёси III, Лео Сулуэта и другие.

Маска коруру, или парата. XIX век. Новая Зеландия. Резьба и гравировка по дереву,
белый пигмент; ракушка пауа (Haliotis iris). Музей на набережной Бранли имени Жака Ширака, Париж

Пройдя путь от традиционной телесной практики до неотъемлемой части современной визуальной культуры, татуировка давно заслужила музейное осмысление. Принимая этот проект, ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует свою миссию не только как музей изобразительного искусства, но и как музей истории цивилизаций. Выставка, которую увидит московский зритель, содержит дополнительные разделы, она значительно дополнена произведениями изобразительного искусства из российских музейных и частных собраний и рассказывает о феномене татуировки в широком контексте истории культуры. Представляя более чем 3000-летнюю историю одной из самых древних практик модификации тела, выставка-исследование расскажет о многообразии форм и функций татуировки, об их трансформациях под влиянием различных обстоятельств и о значении татуировки в современной культуре.

Археологические находки свидетельствуют о том, что обычай нанесения татуировки уходит корнями в глубокую древность. Одни из самых ранних примеров представляет уже древнеегипетская цивилизация. На выставке будет показана ложечка в форме плывущей девушки с цветком лотоса периода Нового царства (XIV век до н.э.). Хорошо знакомый российскому зрителю экспонат будет представлен в новом свете: немногим известно, что на бедрах девушки изображена татуировка в виде фигурки бога Бэса.

Особый раздел выставки будет посвящен татуировке коренных народов Океании, где эта традиция существовала и развивалась на протяжении столетий вплоть до прихода европейцев в середине XIX века, достигнув невероятной сложности содержания и формы. Рисунок или орнамент татуировки, а также зона нанесения на тело выбирались в зависимости от пола человека, социального статуса, жизненного этапа. Современная страница развития татуировки на Маркизских островах представлена работами российского мастера из Санкт-Петербурга Дмитрия Бабахина, который занимается изучением и исторической реконструкцией этой культурной традиции. Во всех разделах, рассказывающих об искусстве татуировки в Океании, помимо этнографических материалов, ритуальных предметов и приспособлений для нанесения татуировки, будут показаны силиконовые макеты, украшенные в том числе и работами местных современных тату-мастеров.

Особое развитие татуировка получила в Японии. Для представительниц проживающего на Хоккайдо народа айну были характерны напоминающие ленты татуировки вокруг губ, на предплечьях и тыльной стороне кисти. Татуировка служила элементом обряда инициации. Своего расцвета эта традиция достигла в Японии в период Эдо (1603–1868). В XVII веке татуировки носили главным образом мужчины, которые обычно работали с голым торсом: строители, рыбаки и т. п. Для высшего же класса, например, воинов, рисунки на теле считались недостойным украшением. Кроме того, в период Эдо татуировка использовалась для наказания преступников, которым татуировали лицо и руки, видимые части тела. Несмотря на то что татуировка в Японии бытовала лишь в определенных социальных слоях, она получила уникальную форму крупных фигуративных работ, покрывающих большие участки кожи. К первой трети XIX века в Японии появились профессиональные татуировщики, которые в своих работах вдохновлялись гравюрами школы укиёэ. Татуировки, покрывающие тело целиком, появились именно под влиянием творчества художников укиё-э, гравюры которых также будут представлены на выставке.

Несколько разделов посвящены феномену татуировки в Европе и Америке. Если говорить о европейской традиции, то в Древней Греции и Древнем Риме татуировки использовались как наказание: ими клеймили поверженных врагов. В Римской империи клеймили рабов, гладиаторов и ранних христиан. При этом античная ойкумена была населена народностями, где татуировка служила противоположным целям: у пиктов, кельтов и бриттов она являлась знаком отличия, высокого происхождения.

В России татуировка также долгое время развивалась в рамках закрытых сообществ, получив наибольшее распространение в криминальной среде. К концу XX века повсеместное присутствие криминальной татуировки среди представителей этого мира постепенно сошло на нет, татуировка заключенных стала частью интернационального стиля, а смысловые границы изображений – более подвижными. На выставке будут показаны фотографии Сергея Васильева, в 1970–1990-х годах посещавшего места заключения, фиксирующие традицию русской криминальной татуировки во всем ее разнообразии.

К выставке выпущено специальное издание, а также подготовлена образовательная программа, в рамках которой лекции прочтут тату-мастера — участники выставки Хенк Шиффмахер и Дмитрий Бабахин.

pushkinmuseum.art

Теги: , ,

Comments are closed.